Тюлькина Елена Николаевна "Мой профессиональный выбор"
Жизнь бежит быстро. Вот уже мой сын заканчивает 9-й класс. Пора ему определяться с профессиональным выбором. А как это сделала я? Всегда есть кто-то или что-то, что определяет наш дальнейший профессиональный путь: хобби, пример родителей или друзей, наши учителя.
Я всегда хотела быть учителем. Конечно, были и другие мысли, например, стать врачом. Но в 10-м классе все другие варианты были отметены, и я решила - иду в педагогический. Все силы были брошены на подготовку на естественно-географический факультет. Все было спланировано, не оставалось никаких сомнений.И вдруг в нашей школе появляется новая учительница!
Так вот. Наша новая учительница была совсем не похожа на других. Надежда Васильевна Савиных не работала в моем классе. Я наблюдала за ней со стороны. Надежда Васильевна – учитель немецкого языка (смею напомнить, я планировала стать учителем биологии и химии). В моей голове пролетела мысль: «А, может быть, еще не поздно?» Языки мне давались легко, но вот, возможности для изучения на должном уровне в сельской школе не было. Дома я поделилась своей идеей с мамой, и она, на удивление, ее поддержала. Оказалось, у моей мамы тоже была когда-то такая мечта.
Мы обратились за помощью к Надежде Васильевне. И с этого момента в моей жизни все изменилось. Почему?.. Нет, не потому, что началось серьезное отношение к немецкому языку и ежедневная подготовка, не потому, что я вдохновлялась от спряжений, склонений, суффиксов и порядка слов в предложении, а потому, что мне было интересно с моим педагогом.
Адольф Дистервег считал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».
Надежда Васильевна как-то по-особому общалась с учениками и коллегами, она очень красиво, к месту использовала немецкие слова, цитаты и крылатые выражения в русской речи, выглядела как французская мадам (она ходила в шикарном красном полупальто, черных полусапожках на каблуке и черной шляпе с полями), в общем,выделялась среди сельского населения. Что значит по-особому, я поняла значительно позже. Это называется интеллигентностью, притом интеллигентностью не в современном ее понимании, а в самом первоначальном и глубоком. Советская интеллигенция была образованной (не от слова «иметь образование, диплом»), начитанной, культурной и воспитанной, имеющей манеры, умеющей вести себя в обществе и поддержать любой разговор, читающей прессу и ориентирующейся в политике. Времена были трудные, но интересные: начало 90-х. Мы, естественно, дальше Кирова тогда не ездили. А на моих уроках рассказывали про другие страны, мы рассматривали фотографии картин из Дрезденской галереи, читали книги на немецком языке в оригинале и даже делали обзор новостей в мире по-немецки (это было мое обязательное домашнее задание). Каждая моя ошибка, а их было много, тщательно, по-доброму исправлялась. А после занятия мы всегда пили настоящий, сваренный в турке кофе с пенкой и булочкой или экзотическими бутербродами. На занятие надо было ходить далеко, я думаю, километра два. Несмотря на погоду, деревенскую распутицу, усталость и подростковую лень, я 2-3 раза в неделю шлепала эти километры до дома на горе в ожидании чего-то нового и интересного.
Вот с чего начинается любовь к предмету, стремление познать что-то до этого момента тобой не открытого, а не с формул и правил, не с правильно расставленных крестиков в контрольной или ЕГЭ!
Сегодня я уже 25 лет работаю учителем английского и немецкого языков. Ничуть не жалею о своем выборе профессии, наоборот, благодарна людям, которые поддержали меня на этом пути. Сейчас я работаю преподавателем в Кировском педагогическом колледже. Стараюсь, как и мой педагог, Савиных Надежда Васильевна, не только давать так называемые предметные знания, а выходить за рамки учебников и программ, организуя внеклассную работу по предмету, стараясь на личном примере воспитывать моих будущих коллег, учителей и воспитателей. Ведь «в каждом наброске, в каждом черновике, учитель продолжается в своем ученике»!
Тюлькина Елена Николаевна, преподаватель КОГПОБУ «Кировский педагогический колледж»