Кировский педагогический колледж поздравляет студентов и преподавателей с наступающим Новым годом 2025 и Рождеством! Здоровья, успехов во всех начинаниях и новых достижений в жизни!
Плясунова Ирина Николаевна "Любимым учителям посвящается… "
Друзья, в Год педагога и наставника мы открываем новую рубрику "Эссе педагога", где будем рассказывать вам о любимых учителях наших преподавателей.
- Сегодня, оглядываясь назад, размышляя о пройденном профессиональном пути, на вопрос: «Почему вы стали учителем?», я без сомнения отвечаю: мне повезло с учителями, которые встретились на моём пути. Я – счастливый человек, потому что у меня любимых учителей было много. Они меня увлекали за собой, открывали новое, удивляли, восхищали, я пыталась быть на них похожей. Они вложили в меня кусочек своего сердца, своей души, – рассказала на страницах районной газеты "Прикамская новь" выпускница Кирсинской средней школы № 3, а ныне директор Кировского педагогического колледжа Ирина Николаевна Плясунова.
Любимым учителям посвящается…
Листаю старую подшивку газеты «Позитив» Кировского педагогического колледжа и случайно нахожу любопытную статью, написанную о себе к очередному дню Учителя:
«Много лет тому назад жила в одном небольшом провинциальном городе одна девочка. И больше всего на свете она любила играть в куклы: наряжать их в сшитые из ярких кусочков ткани платьица, костюмчики, шляпки или клеить картонные домики, обставлять их бумажной мебелью для других своих любимиц – рисованных красавиц.
Может, эта девочка стала дизайнером модной одежды? Не угадали! Страсть к модным штучкам осталась, но в душе ожила другая стихия… Когда собирались младшие братья и сёстры, эта девочка придумывала ещё одну игру – школу: писались прописи, решались примеры, читались стихи! Но, наверное, опыта не хватало (в прописях осваивалась только первая буква алфавита, да и с примерами у братьев как-то не шло), и вскоре игра перестала быть интересной…
И девочка …начала играть на фортепиано. Да так успешно, что экстерном окончила музыкальную школу, перескочив из 3-го класса сразу в пятый. Уже подумывала она об училище искусств, уже грезилось ей, как она, окончив дирижёрско-хоровое, взмахнёт рукой – и польются звуки…
Но не тут-то было: в жизнь ворвалась физика! Решение задач так увлекало, что школе ничего не оставалось делать, как послать девочку на районную олимпиаду. А политехнический институт прислал девочке именное приглашение для поступления. Оно, как реликвия, до сих пор хранится у родителей девочки…
А что же наша героиня? Она-то прекрасно понимала, что Софьей Ковалевской ей не стать, да и Ньютон в юбке – это уже перебор! А потому ... поступила на филологический.
С тех пор ни о чём не жалеет: захочет нарядов – сошьёт, душа просит музыки – споёт, надо что-то сосчитать или формулу применить – легко! А стихи … - это особая часть жизни».
Сегодня, оглядываясь назад, размышляя о пройденном профессиональном пути, на вопрос: «Почему Вы стали учителем?», я без сомнения отвечаю: мне повезло с учителями, которые встретились на моём пути. Я – счастливый человек, потому что у меня любимых учителей было много. Они меня увлекали за собой, открывали новое, удивляли, восхищали, я пыталась быть на них похожей. Они вложили в меня кусочек своего сердца, своей души.
Я училась в Кирсинской средней школе №3. Это были 70-80-е годы 20 –го века. Моя первая учительница – Евдокия Ивановна Кузнецова. Сколько терпения, учительской мудрости было у этого человека. Мы были для неё родными детьми: я не помню её сердитой, недовольной, хотя, конечно, мы не всегда были послушными, не всегда выучивали то, что надо было выучить. А она не считалась со временем: оставляла нас после уроков, если мы что-то не поняли, и объясняла, помогала, растолковывала. И это время, проведенное вместе, нас объединяло, сплачивало. И после уроков мы всем классом катались с горок, ходили на городской каток, собирали макулатуру и металлолом. Двадцать шесть «ударников» в классе – вот такой сухой статистический результат её работы. Но не только за это мы с теплотой вспоминаем Евдокию Ивановну. Именно она сумела научить нас дружить, помогать друг другу. И это очень ценно!
Раиса Анатольевна Хмельницкая – мой учитель физики и наш классный руководитель до 8 класса. Маленькая, хрупкая с виду, она могла увлечь нас своим предметом. Она первая в школе начала нас учить по опорным сигналам, и эти цветные опоры, перерисованные в наши тетради, так просто объясняли трудные законы физики… Однажды я на катке сломала ногу, и мне долго пришлось сидеть дома, пока не сняли гипс. От скуки перерешала весь задачник по физике. Ну, а дальше вы уже знаете…
Светлана Николаевна Клыгина – мой учитель математики. На её уроках никогда не было скучно! Всегда царил какой-то азарт нахождения верного решения. Начало 80-х, провинциальная школа, а у нас на уроке графопроектор! И учитель может здесь и сейчас не на доске, а с помощью этой чудо-машины показать верное решение! А ещё у девчонок загорался блеск в глазах, когда Светлана Николаевна входила в класс: красивая, стройная, всегда безупречно и модно одетая…. И мы всем классом ходили к Светлане Николаевне на факультатив! И через много лет после окончания школы каждый раз приглашали её на наш юбилейный вечер встречи. В первые годы работы я даже себя ловила на том, что я хочу быть на неё похожей в манере ведения урока.
Татьяна Дмитриевна Маричева – мой учитель химии и наш классный руководитель в старшей школе. Помню, сдавая государственный экзамен по химии, я исписала всю доску, готовясь к ответу. Директор наш пошутил: «Диссертацию будешь защищать!», а мне было просто интересно и так хотелось не подвести своего учителя! А ещё вспоминаются нестандартные классные часы, музыкальные постановки, комсомольские собрания, разговоры по душам (почти современные «Разговоры о важном»!) – всё это Татьяна Дмитриевна поддерживала, помогала осуществить.
Я всегда любила читать, как впрочем, и многие мои одноклассники. Но с приходом к нам Татьяны Григорьевны Москвичёвой литература стала для нас предметом, где можно спорить, не соглашаться с общепринятыми позициями, мы учились доказывать свои мысли, поэтому читали, читали, читали. А еще соревновались, кто больше выучит стихотворений поэтов «серебряного века». Так зарождалась моя любовь к поэзии, которая спасает меня в трудные минуты, дарит радость жизни.
Когда я поступала в пединститут на филологический факультет, нам, кроме экзаменов по русскому языку, литературе и истории, необходимо было сдать экзамен по иностранному языку. Немецкий язык в нашей школе преподавала Шильникова Галина Яковлевна – человек, много лет проживший в ГДР и поэтому языком владевший в совершенстве. На её уроках мы писали сочинения на немецком языке, разыгрывали театральные представления, говоря исключительно на немецком. Поэтому быстро справившись со своим билетом, который мне достался на вступительном испытании, я принялась помогать другим абитуриентам, за что чуть была не выгнана с экзамена. Но когда комиссия выслушала ответ на мой билет, то была в полном восторге и ещё больше была удивлена, узнав, что такие знания я получила в провинциальной школе. «Поклонитесь в ноги своему учителю,- сказали мне члены комиссии.- Вы, конечно, поступите с вашими оценками на филфак, но подумайте об инфаке!»Но я не изменила филфаку и нисколько не жалею. А любовь к немецкому языку помогает мне в колледже на уроках культуры речи объяснить некоторые речевые закономерности.
Какой самый женский урок в школе? В наше время этот урок назывался «труд»! Людмила Кузьминична Олина учила нас кулинарному искусству (мальчишки с удовольствием приходили к нам из мастерских, чтобы попробовать наши кулинарные изыски!). А в трудные 90-годы я благодаря полученному мною на этом уроке навыку обшивала всю семью…
Говоря о моих любимых учителях, я не могу не сказать о своей маме, Тамаре Дмитриевне Коромысловой. Она не учитель, по образованию она педагог детей дошкольного возраста. Но если то, чему учат в школе, не подкрепляется дома, то целостной картинки в душе ребенка не получается. Моя мама складывала уроки, полученные в школе, в одну прекрасную картину – картину, где каждый человек должен понимать, что живёт в мире людей, что этот мир стоит на законах добра и справедливости, взаимопонимания и помощи. Мама была уважаема и как профессионал, и как человек. И я благодарна ей, что она не отговаривала меня, юную, романтичную натуру, от этого нелегкого профессионального пути – пути учителя. И я уже тридцать пять лет отдала любимой профессии.
Вам, мои любимые учителя, мои дорогие наставники, я посвящаю эти свои стихотворные строки:
Однажды выбрав этот путь,
Ему ты будешь предан бесконечно!...
От бурь душевных часто не уснуть,
Да и зарплаты не хватает вечно!
Но ты, как Данко, за собой зовешь
И учишь покорять вершины снова.
В твоих руках России молодежь,
Её дела, поступки и законы!
И права нет слукавить, спасовать:
Быть образцом – твоё предназначенье.
Не стыдно ведь чего-то там не знать,
Но хуже к знаньям не иметь стремленья!...
И ты идёшь и в зной, и в холод лютый
К своим друзьям, к своим ученикам.
Во встречах этих горестей – минуты,
И годы счастья – знаешь это сам!
Плясунова (Коромыслова) Ирина Николаевна, выпускница 1984 года Кирсинской средней школы № 3, директор Кировского педагогического колледжа